Старинный сонник - цитаты из старинного толкования снов и сновидений Специально для наших читателей, мы публикуем несколько выдержек и цитат из старинного сонника. Сон есть состояние покоя, в котором в человеке отдыхают все его чувства и все его члены, степень прекращения органической деятельности бывает различна, а потому мы встречаем сон: глубокий, чуткий, спокойный, тревожный и т. д. Глубокий сон бывает короток, во время него никаких сновидений мы не имеем, и, кроме того, хотя внешние чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание - остаются в усыпленном состоянии, но деятельность души уже пробуждается; память и воображение представляют нам различные события, в которых мы становимся действующими или участвующими лицами, - это и называется сновидением или сном. В сновидении воля наша не участвует: мы не можем по своему желанию ни вызвать то или другое сновидение, ни уклониться от сновидения неприятного. Во время сна способности наши могут быть под влиянием нас окружающего: шум, запах, сильный свет и т. д., действуя на наши, хотя и спящие, но не умершие чувства, производят в нашем мозгу известные ощущений? а эти ощущения, в свою очередь, вызывают различные представления -и вот является сновидение, имеющее основанием то именно, что произвело впечатление на наши чувства, то есть сон, соответствующий внешнему явлению: шуму, запаху и пр. Разум приготовился в течение сна к ответу, и утром он представляем нам результат своей ночной работы. Такие сны не могут иметь никакого значения, потому что они вынужденные, вызванные действительностью дня, составляющие продолжение этой действительности и к ней только относящиеся. Человек в болезненном состоянии, например в горячке, видит кошмары. Такие сны уже без всякого сомнения не имеют значения, да и называются они, совершенно справедливо, бредом. Итак, все указанные нами причины сновидений имеют известных, очевидных распорядителей: это или внешние ощущения, или умственное настроение, или болезненное состояние. Но есть сны, являющиеся без всякой причины, при совершенно здоровом состоянии и без всякого отношения к нашей обыкновенной деятельности; сны, которым ни причины, ни повода мы объяснить не можем, - эти-то сны и составляют предмет нашего исследования. Если мы в течение дня особенно настойчиво, или особенно внимательно, просто усиленно, до изнурения, были заняты каким-либо делом, то разум наш, привыкший в течение дня к определенной деятельности, не перестает в том же направлении работать и ночью, когда отдыхает тело. Здесь его работа является совершенно бессознательною и невольною; но, тем не менее, эта работа разума идет в правильном порядке, как все то, что исходит от разума. Мало того, днем, в бодром состоянии, посторонние предметы сбивали наш разуме его пути и потому мы не могли найти, например, решения какой-либо задачи, а ночью, когда внешний мир уже не действует на разум, не мешает ему, - разум, действуя на свободе, находит решение задачи; и вот, на другой день, просыпаясь, вы получаете ответ на то, что вас затрудняло накануне. Это явление настолько обыкновенно, что даже отмечено пословицею: "Утро вечера мудренее". Законы природы неизменны: как двигались светила в древности, так они двигаются и теперь; какие явления небесные и атмосферные совершались прежде, такие совершаются и ныне: если мы закрыли глаза или отвернулись от них, следует ли из этого, что они перестали существовать? Что бы мы ни говорили, какими бы материалистическими, нигилистическими и прочими учениями ни задавались, Вселенная все-таки продолжает существовать, природа неизменно продолжает действовать, законы ее остаются не перемененными; тайны ее остаются тайнами, и жалкий, слепой, ничтожный и скоротечный человек только утешает себя различными мечтами; исчезнет он, исчезнут его мечты, а природа и мир, со всеми тайнами, переживут не одну тысячу людских поколений и будут существовать до тех пор, пока Верховное Существо, их создавшее, скажет: Довольно. Не касаюсь снов, ниспосылаемых Провидением для вразумления человека, мы, тем не менее, не можем не сознавать, что есть связь между природою и человеком, что есть неразгаданная связь в самом человеке между его духом и телом, что есть, наконец, необъяснимое соотношение между душами людей, выражающееся невольною любовью, ненавистью, безотчетным влечением и безотчетным отвращением. В этом таинственном мире духа весьма многие блуждали и прежде, блуждают и ныне, что не только окончательного ответа, даже и близкого подобия на ответ еще не найдено и едва ли когда-нибудь найдется. А потому нелепо было бы сказать самоуверенно, что то или это происходит потому-то и потому-то. Нам остается собрать эти заключения как единственный результат, добытый умами наших предков, и принять его в руководство при разъяснении тайны, нас интересующей. Нельзя пренебрегать таинственною работою наших душевных способностей во время сна и что если сон предупреждает нас об опасности, то было бы неблагоразумно не обратить внимания на это предупреждение. Душа, имеющая таинственную связь с духовным миром, видит если не будущее, то признаки события в будущем, как ученый химик, знает, что произойдет из соединения тех и других веществ; как физик, по известным явлениям угадывает неизвестную силу; как дипломат, предвидит вперед ход событий. Она, по неведомым нам признакам, угадывает предстоящее бедствие или благо, предчувствует их и свои ощущения передает нам. Прислушайтесь к этому голосу, и он скажет вам многое, отвернитесь от него, и вы его не услышите, но событие, тем не менее, совершится, и если вы о нем не знали, то только потому, что не хотели знать. |
||